Инклюзивное образование

Печать PDF

Инклюзивное образование

inkluzivnoe obrazovanie

   Инклюзивное образование – это комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию детей с ОВЗ путем организации их учебы в образовательных учреждениях на основе применения личностно ориентированных методов обучения, с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности таких детей. Инклюзивное обучение делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке индивидуальной образовательной программы (ИОП).

   Инклюзия касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования. Поэтому деятельность образовательного учреждения должна быть направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, но и на обеспечение взаимопонимания как между педагогами (специалистами в области коррекционной и общей педагогики), так и между учащимися с ОВЗ и их здоровыми сверстниками.   Инклюзивное обучение – это одна из форм обучения детей с ОВЗ, которая не должна вытеснять традиционно сложившиеся формы эффективной помощи детям-инвалидам, сложившиеся и развивающиеся в специальном образовании. Подлинная инклюзия не противопоставляет, а сближает две образовательные системы – общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними. Реализация инклюзивного образования невозможна без взаимодействия специалистов учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты. Такое взаимодействие дает возможность ребенку с ОВЗ получить, в соответствии с его потребностями и возможностями, полноценное образование. Для создания эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ, полноценного инклюзивного образовательного пространства, формирования у детей и подростков толерантного отношения к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья Комитетом по образованию городского округа-город Камышин была разработана и утверждена «Дорожная карта» по введению инклюзивного образования в образовательных организациях городского округа-город Камышин на 2014-16 годы. 

   В соответствии с планом мероприятий («Дорожной картой») обучение по адаптированным основным образовательным программам в городском округе - город Камышин осуществляют:

Детский сад №1 – 1 группа компенсирующей направленности  -  20 детей.

Детский сад № 2 – 4 группы компенсирующей направленности - 64 ребенка.

Детский сад № 4   - 5 групп компенсирующей направленности  - 87 детей.

Детский сад №  47   - 1 группа компенсирующей направленности -12  детей.

МБОУ СШ № 17 - 13 классов - 184 ученика

   В 2015 году Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №14 городского округа-город Камышин вошла в общероссийскую программу «Доступная среда». В школе были созданы условия для получения полноценного образования детьми с ОВЗ (в том числе, детьми-инвалидами). В 2016 году в рамках данной программы была создана доступная среда в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования Детско-юношеском центре. В ДЮЦ был оборудован центральный вход в здание, вход в бассейн, установлен пандус со стороны центрального входа. Установлена кнопка вызова помощи, тактильная плитка и полосы направления движения, приобретён лестничный гусеничный подъёмник, проведён ремонт санузла. Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов организованы занятия по программе "Мирознай".

   В 2016 году благодаря исполнению плана мероприятий по введению инклюзивного образования в  образовательных организациях городского округа-город Камышин большее количество детей-инвалидов и детей с ОВЗ стали получать общее образование в общеобразовательных учреждениях города (с 463 человек в 2014 году  до 522 человек в 2016 году). Увеличилось  число детей дошкольного возраста (детей-инвалидов и детей с ОВЗ), охваченных дошкольным образованием и посещающих дошкольные образовательные учреждения к общему числу детей – инвалидов и детей с ОВЗ этого возраста (с 60,2% в 2014 году до 78,1% в 2016 году). Единый городской банк данных о детях с ОВЗ помогает специалистам системы образования осуществлять квалифицированное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, вне зависимости от формы обучения ребенка.